Ковчег OMEGA

У них все как всегда, день похож на день, и в то. что звери-спасутся. какое им дело до зверей? У них-свои проблемы, а ты-один.Ты- строишь.Каждый день твой проходит в ожидании...
 
Вход  РегистрацияРегистрация  ПорталПортал  ФорумФорум  ГалереяГалерея  КалендарьКалендарь  ГруппыГруппы  ПользователиПользователи  ПоискПоиск  ЧаВоЧаВо  

Поделиться | 
 

 МОЛОДЕЖНЫЕ субкультуры СССР.

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Количество сообщений : 895
Возраст : 43
город : Урал-Татарстан
работа/хобби : арт-менеджер
характеризующая тебя фраза... : Пилигрим вышел из города Мертвых и шел навстречу восходящей утренней звезде в Золотой город..
Дата регистрации : 2008-03-03

СообщениеТема: МОЛОДЕЖНЫЕ субкультуры СССР.   Сб Апр 12, 2008 11:27 pm

МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Жизнь и карьера образцового советского чувака была расписана по минутам чуть ли не с роддома. Ну, ясли и детский сад в расчёт, конечно, можно и не брать - если с бэбиком было кому сидеть, пока мазер и фазер вламывали на стройках коммунизма. После начиналась школа, в которой чел получал обязательный минимум знаний о таблице умножения, пестиках, тычинках, серной кислоте и биографии Вовы Ульянова и начинал потихоньку вписываться в Систему. Для начала мелкие становились октябрятами - Ильича внучатами (тяжело на свете октябрёнку Пете - бьёт его по роже пионер Серёжа!). Внучата с возрастом мутировали в пионеров - всем ребятам примеров, наиболее шустрые из которых становились комсомольцами - добровольцами (но и у Серёжи жизнь не сахар тоже - бьёт его по харе комсомолка Валя!) и таким образом, окончательно подключались к Матрице. Каждый уважающий себя комсомолец считал своим долгом стать коммунистом, что в ряде случаев гарантировало быстрое продвижение по служебной лестнице вверх. Для успешной жизнедеятельности моему советскому амиго требовалось самая малость - не высовываться, сидеть, где посадили и апплодировать в нужных местах.
Но с течением времени и программный код, и железо начали не по-детски сыпаться. Это привело к тому, что всё больше молодых пиплов по собственной воле или вопреки ей выпадали из Системы и кучковались по собственным тусовкам, с нормальной советской действительностью никак не связанным. Так в СССР начали появляться молодёжные субкультуры…

РАНЬШЕ СЛУШАЛ БАХА ФУГИ, А ТЕПЕРЬ ТАНЦУЮ БУГИ

Первая массовая неофициальная молодёжная движуха в совьет-кантри началась лет пятьдесят тому назад и немедленно спровоцировала культурный шок. Жители страны, в которой не так давно за преклонение перед Западом полагалось десять лет расстрела, с ужасом смотрели, как по центральным улицам Москвы и Питера, переливаясь всеми цветами радуги, пополз невообразимый ахтунг в брюках-дудочках, ультрафиолетовых галстуках с обезьянами, туфлях на пятнадцатисантиметровой "манной каше" - микропористой подошве и с набриолиненными причёсками "Элвис жив!". Впрочем, в то время Элвис, по-моему, действительно был ещё жив… Опупевшие граждане обозвали модников стилягами, сами же стиляги предпочитали называть себя штатниками, битниками или просто чуваками.
Главным источником и составной частью мира стиляг был попсовый и танцевальный джаз вроде записей оркестра Глена Миллера. Некоторые из них с удовольствием врубались и в более серьёзную музыку - би-боп, хард-боп, фри-джаз, став впоследствии крупными спецами в теме. Кое-кого отправили на лесоповал за торговлю джазовыми пластинками и выпрошенными у зарубежных гостей столицы шмотками - фарцовку. В целом же культура стиляг была некриминальной и малоагрессивной. Многие стиляги были детьми обеспеченных родителей - "мажорами", поэтому вопрос о зарабатывании денег на удовольствия и шмотки для них остро не стоял. Всё, чего хотели от жизни чуваки - танцевать джаз и буги, общаться с себе подобными и инако веселиться.
За сравнительно недолгое время существования штатники успели намутить нечто вроде собственного сленга. Правда, сленг представлял собой в основном английские слова, при ближайшем рассмотрении означавшие примерно то же самое, что и их русский эквивалент. Место тусовок имело название бродвей или брод, улица Горького - Пешков-стрит, модная обувь - шузы, пластинка - рЕкорд и так далее в том же духе. Популярностью среди стиляг пользовались перепевки джазовых мелодий на русском языке такого, примерно, пошиба: "Слушай, чувак, не пей воды из унитаза", "Москва, Калуга, Лос-АнджелОс объединились в один совхоз", или "В мире нет прекрасней джаза, Африка! Всё классическое - лажа, Африка!".
Безобидную по существу субкультуру официальная культура топила с особым смаком, натравив одну часть молодёжи на другую. Комсомольские оперотряды отлавливали стиляг на улицах, в отделениях милиции резали галстуки и стригли особо недовольных. Над просторами Пешков-стрит гордо реяли карикатуры из балагуристого журнала "Крокодил", сопровождаемые стишатами вроде "Сегодня ты танцуешь джаз, а завтра Родину продашь!" Движение медленно сошло на нет, после чего общественность гордо расслабилась. Как показали дальнейшие события, совершенно безо всяких на то оснований.

Баба-Яга приехала в Москву. Идёт ей навстречу стиляга. Тормознула его Баба-Яга и говорит:
- Милок, как бы мне на улицу Горького пройти?
- Во-первых, бабка, я не милок, а чувак. Во-вторых, не пройти, а прохилять. В-третьих, не на улицу Горького, а на Пешков-стрит. А в-четвёртых, я не знаю, спроси вон у мента.
Баба-Яга подходит к милиционеру:
- Слышь, мент… то есть чувак! Не подскажешь, как бы мне на Пешков-стрит прохилять?
- Стиляжишь, клюшка! - отпала челюсть у мента.

ХИППИ-ЭНД

Новая беда пришла оттуда, откуда её, родимую, и ждали - с гнилого Запада. На смену джазовой ряженой клоунаде пришли какие-то совсем уж распушенные молодчики, которые ходили в расклёшенных джинсах, с волосами до попы, носили цветы, украшения, и, что вообще не лезло ни в какие ворота - слушали рок и призывали всех заниматься любовью, а не войной! Падонки, адназначна!
В отличие от стиляг, которые, несмотря на проамериканские настроения, были всё-таки уникально советским явлением, хиппанам местного розлива уже не надо было придумывать практически ничего от себя. К тому же на дворе были 60-е, а, значит, всё проще было получать свежую информацию о том, что происходит в другом полушарии. Идеологию и внешний вид совьет-хиппи сняли практически в ноль с заокеанских тусовщиков, разумеется, с поправками на местную непролазную реальность.
В первую голову хиппи придумали собственный язык, которым почему-то оказался английским. По части перенесения в родную речь англицизмов хипы начисто убрали своих предшественников стиляг. Хиповый сленг целиком состоял из слов типа пипл (человек или неформал), аскать прайс (попрошайничать), хаер (волосы), герла (девушка), флэт (квартира) и им подобных. В поисках лучшей жизни хиппи активно передвигались по стране автостопом или на собаках (в электричках).
"Правильного" хиппи можно было встретить в системе - объединении хипов, связанных между собой многолетним знакомством и совместными тусовками, иногда по принципу коммуны. Непременными атрибутами хиппи были пацифик (амулет в виде отпечатка голубиной лапки, обведённой в кружочек), хайратник (повязка, перехватывающая волосы), ксивник - сумочка на шее для денег, документов и бумаг. Место постоянного сбора хиповых тусовок, вне зависимости от места жительства их участников, называлось хипподромом. Особо культовым местам давались собственные имена, как, например "Сайгон" - кафе "Москва" на углу Невского и Владимирского проспектов в Ленинграде, "Яблонька" и "Пятёра" - иронические названия отделений милиции на Невском проспекте около магазина "Яблонька" в Ленинграде и на Арбате в Москве, "Камчатка" - котельная на улице Зверинской в Ленинграде, в которой работало множество питерских рок-звёзд, таких, как Виктор Цой и Александр Башлачёв.
Целью тусовок хиппи было получение кайфа и оттяга от общения, заслушивания музыки и злоупотребления различными веселящими средствами, в чём тусовщикам всячески пытались помешать цивилы и кайфоломы - люди, не входящие в круг общения хиппи и составляющие собой Вавилон - общество, враждебное пиплам. Самыми страшными проявлениями Вавилона являлась милиция, постоянно винтившая хипанов в отделы, гопники - агрессивно настроенная шпана и пионерия или клюха ("клуб любителей хиппи"), то есть люди, перенявшие только внешние черты движения и позорящие его своим неадекватным поведением. Впрочем, эти проблемы доставали не одних только хиппи.

В России победила неформальная революция. На улицах free love, армия распущена, гастрономы национализированы.
На Старом Арбате тусуются три последних гопника. Вдруг из подворотни выезжает разноцветный милицейский "уазик" с "Yesterday" вместо сирены и надписью "Flower Power" на борту. Из него выходят трое волосатых ментов с добрыми улыбками, в балахонах и драных джинсах, подходят к гопникам, дарят им по цветочку и ласково говорят:
- Ну что, братушки, поехали с нами! Посидите в обезьянничке, пока хаера не отрастут!

ПУСТЬ МЕНЯ ЗАДАВИТ ТАНКОМ - ВСЁ РАВНО ПОДОХНУ ПАНКОМ!

Панк-рок - как много в этом звуке для сердца русского слилось! Для среднестатистического советского сердца старше сорока лет панк-рокер стараниями советских же СМИ представлялся злобным бомжом, алкашом и наркоманом, слушающим исключительно омерзительные гитарные вопли с разнузданной матерщиной. Как многие уже успели догадаться, на самом деле всё было немного не так.
Первыми совпанками стали опять же столичные пацаны - не шибко богатые, но талантливые и с чувством юмора. Забугорные панки изначально были объединены по музыкальному признаку - они слушали панк-рок: "Sex Pistols", "Damned", "Ramones" и прочее подобное добро. Советский панк мог слушать что угодно и всё подряд, от битлов до новой волны - панковским было его отношение к окружающему миру, постоянно провоцировавшее панка на абсурдные выходки и разнокалиберный стёб. Первые панки могли ходить за пивом в спортивных штанах, рубахе навыпуск, белых чепчиках, вроде как у медсестёр, и тёмных очках на небритой морде. Приветствовалось ношение старой одежды в духе тридцатых годов, булавок, а также почему-то мэйк-апа вплоть до губной помады. При этом панк-тусовка была поразительно безсексуальной - женщин называли жабами, на приватных вечеринках панки легко могли тусоваться в голом виде, тем самым подчёркивая, что эта сфера человеческих взаимоотношений им глубоко фиолетова.
Панки 80-х утратили большую часть абсурдного юмора предшественников и стали более брутальными, натуралистичными и подпольными. Если сначала люди в сером не врубались в расклад - панки одевались как все, только ещё хуже, что в условиях СССР было в порядке вещей, - то после того, как пункеры перешли на разноцветную кожаную рвань, цепи и ирокезы, внутренние органы смекнули, что и здесь дело нечисто. Списки панк-развлечений пополнили дестрой и вандализм городского пейзажа, беготня по помойкам и селф-дистракшен при помощи различного рода химии. Классическая панковская шутка того времени состояла в том, что панк брал с собой банку кабачковой икры, ложку, газетку и шёл в метро. Икра выкладывалась на газетку, панк дожидался, пока вблизи не появится мент, после чего делал вид, что застёгивает штаны после дефекации. Незамедлительно следовала реакция "Ах ты @#$%, а ну пошли в отдел!" Панк жалобно умолял: "Дядя, дядя, не надо, не забирайте, хотите, я всё это съем!", доставал ложку и начинал уминать кабачковую икру…
Как и хиппи, панк-субкультура благополучно дожила до наших дней, при этом изрядно потеряв в числе. Кто-то сторчался, кто-то спился, большинство просто благополучно переросли свой протест.

Сидят русские панки у себя в подвале и квасят. К ним заходит почтальон:
- Эй, пацаны, вы панки?
- Панки, а что?
- Да вот вам тут американские панки привет прислали.
Почтальон вытаскивает заляпанный конверт, достаёт оттуда загаженный клочок бумажки, на которой с грамматическими ошибками написано: "Этой бумагой падтёрлись все панки Амереки".
Американские панки сидят у себя в гараже и квасят. К ним заходит почтальон:
- А где тут панки?
- Мы панки. Чего надо?
- Да вот вам тут русские панки ответ прислали.
Почтальон вытаскивает огромный белоснежный конверт и достаёт оттуда открытку с цветочками, на которой каллиграфическим почерком написано: "А русские панки себе ж@#$ вообще не подитрают!"
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://omega.forum2x2.ru
Admin
Admin
avatar

Количество сообщений : 895
Возраст : 43
город : Урал-Татарстан
работа/хобби : арт-менеджер
характеризующая тебя фраза... : Пилигрим вышел из города Мертвых и шел навстречу восходящей утренней звезде в Золотой город..
Дата регистрации : 2008-03-03

СообщениеТема: Re: МОЛОДЕЖНЫЕ субкультуры СССР.   Сб Апр 12, 2008 11:30 pm

ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ

Гордое имя металлиста в СССР носил любой человек, ходивший с длинным хаером, в косухе, цепях, заклёпках и предположительно слушавший металл. При этом металлисты в чистом виде составляли лишь часть этой пёстрой когорты - к таковым простая баба Нюра с лавки у подъезда могла отнести и байкеров, делом жизни которых была эксплуатация мототехники, и тех же самых панков, многие из которых ходили в косых и врубались в натуральный металл вроде "The Exploited" или "G.B.H.", и глэмстеров, слушавших поп-разновидность металла в духе "Kiss" и "Europe"… Поначалу существовала возможность, что металлист и, скажем, панк, оказавшись рядом, могли не понять друг друга вплоть до мордобоя. Как это обычно и бывает, разношёрстную тусовку сплотило появление общего врага, речь о котором пойдёт чуть дальше.
Итак, металлисты. Прикид любителя нержавейки включает в себя как минимум косуху - кожанку с грубыми диагонально вшитыми молниями, казак или чоппер - сапоги на каблуках с острыми или тупыми носами и бандану - платок для ношения на голове, шее или руке. В Советском Союзе с рок-магазинами была беда, поэтому мЕталам приходилось немало изощряться, приводя гардероб в соответствие с требованиями тренда. За чоппера сходили керзовые сапоги, подбитые снизу банками из-под шпрот. На напульсники и кожаные ошейники безжалостно обдирался дермантин с соседских дверей, после чего на него ставились заклёпки в любом киоске "Металлоремонт". Косуху изображал обычный ватник, на котором сзади при помощи трафарета малевался брэнд-нэйм "Megadeth" или "Kreator". Так же можно было разукрасить любую однотонную майку, накрасив на ней маловразумительное слово вроде "NWBHM" или "HMR" ("New Wave Of British Heavy Metal" или "Heavy Metal Rock" соответственно). Название любимой группы можно было нашкрябать на школьной сумке, хотя за такие темы можно было и к директору попасть, и дневник на стол положить.
Облачившись в металлистические прикиды, простой советский металлист прогуливался в компании себе подобных, сопровождая прогулки прослушиванием злёбных металлоидных запилов по магнитофону "Электроника - 302", включённому на полную громкость. Совметаллисты с удовольствием посещали дискотеки, на которых иногда включали хэви-металлические новинки, и умудрялись даже по-своему плясать под них, тряся "козой" из пальцев и размахивая хаером.
Металлист страны Советов был существом по-хорошему всеядным, поэтому слушал и "Deep Purple", и "Black Sabbath", и "Motorhead" с "Nazareth". Особым уважением пользовались "Metallica", "Iron Maiden" и почему-то "Kiss" и "AC/DC", которых очень не любила советская пресса - типа, "Kiss" - это на самом-то деле "Kinder SS", а "AC/DC" - "Antichrist / Devil"s Child", и вообще какие-то они не такие. Обладание родным пластом тех же самых "AC/DC" могло сильно скрасить патологическое метальное безденежье - фотографии дисков с рук продавались по три рубля, а запись с родного диска на кассету оценивалась в пятёрку, конечно, без учёта стоимости самой кассеты.
Как и все нормальные неформалы, металлисты в СССР пытались бороться за чистоту рядов, делая это весьма оригинально. Молодого расфуфыренного метала тормозила угрюмая толпа и говорила: "Ты металлист? Да? А назови тогда пятнадцать металлических групп!" Молодой обычно сбивался на пяти-шести, после чего лишался всех прибамбасов как не имеющий права на ношение. Никого почему-то не смущало, что точно такими же "методами" пользуются злейшие враги металлистов - гопники и люберы.

Идёт по тропинке металлист. Вдруг навстречу ему тётка с рюкзаком бежит, да как двинет его! Металлист отлетел в лужу, только цепи звякнули.
Тётка отбежала немного и думает: "Как-то нехорошо получилось, молодого человека толкнула и не извинилась". Вернулась обратно и говорит:
- Молодой человек, вы уж меня извините!
А металлист из лужи ей мрачно отвечает:
- Ладно, тётка, иди, иди! Я тебе на спину уже плюнул!

СШЕЙ МНЕ, МАМА, КЛЕТЧАТЫЕ БРЮКИ

Самой большой проблемой молодых чемоданов из небольших пригородов было не отсутствие свободного времени, а его нецелевое использование. После того, как в СССР завезли культуризм на видео, он добрался и до подмосковных Люберец, где нашёл своих пламенных последователей. Сотни чечакос устроились в самопальных качалках и начали всласть подражать своим героям.
Но, как говорится, в здоровом теле здоровый дух - встречается крайне редко. Чечакос не оказались исключением. Сидеть в подвалах и таскать канализационные люки показалось скучным, поэтому в один прекрасный день группа перекачанных пареньков с брызжущим из ушей тестостероном оказалась в Москве и, разумеется, совершенно случайно, напинала какой-то волосатой антисоветской нечисти. И ведь понравилось!
Трудно сказать, обошлось ли тогда дело без ненавязчивого руководства сверху. Возможно, что коротко стриженых и не подпорченных интеллектом ребят действительно сильно раздражали волосатые снобы с серьгами в ушах. Тем не менее, вездесущая милиция на удивление вяло реагировала на вызовы с побоищ, приезжая каждый раз, когда люберецкое хулиганьё успевало прогулочным шагом удалиться на безопасное расстояние. Так их и прозвали - люберы.
Люберы происходили не только из Люберец - движением было охвачено всё люберецкое направление, начиная колхозом "Рассвет", любовно воспетого группой "Любэ", и заканчивая колхозом "Московский" и Балашихой. Девизом люберов был слоган "Станут Люберцы центром России", а любимой униформой - штаны-трубы из клетчатой ткани, чем шире клетка - тем моднее. Несмотря на накачанные в подвалах банки, люберы воевали исключительно числом, нападая на неформалов группами по десять-пятнадцать человек. К чести панков и металлистов, волосатые не собирались безропотно терпеть клетчатое нашествие, а по возможности организовывались и давали коллективный отпор, выламывая чугунные прутья из оград и камни из брусчаток.
Если идеологию люберов можно было сформулировать двумя словами - "Бей волосатых", то у гопников она отсутствовала как факт. Гопниками называли агрессивную шпану из "спальных районов" и небольших городов, любимым развлечением которой был банальный грабёж ("гоп-стоп") - отсюда и название. Поставщиками гопоты также исправно работали общежития, в которых жила "лимитА" - иногородние рабочие непрестижных специальностей, получавшие временную прописку по выделявшемуся их предприятиям лимиту.
Классический тип гопника носил тельняшку навыпуск под пиджаком, остроносые туфли и дембельскую чёлку на лбу. Насильственные действия обычно начинались с классической фразы: "Мужик, дай закурить". Если же человек носил серьгу, булавку, цепь, или, упаси боже, майку с нерусской надписью, всё было ещё проще: "А ты шо серьгу, ты шо, девочка?" или "А ты шо булавку, ты шо, фашист?"
К счастью, и те, и другие как-то незаметно канули в Лету в начале 90-х.

Журналист берёт интервью у старого хиппи по поводу юбилея "50 лет в системе".
- А для чего у Вас такой большой и тяжёлый пацифик на шее?
- А это свинцовый пацифик, чтобы гопников бить!
- Так вы же ведь за любовь и людей не бьёте?
- Да разве ж гопники - люди?

И СКАЗАЛ ЕМУ ИИСУС: ДЫК, БРАТУШКА!

Последний раз новая молодёжная субкультура в Советском Союзе появилась незадолго до его окончательного крушения. Движуха была смешная, трогательная, назойливая и одновременно беззащитная в лучших традициях хиппизма. Сторонники новой идеологии называли себя "митьками", ходили, подобно предыдущим персонажам, в тельняшках и ватниках, но не разбойничали. Самыми большими недостатками митьков были постоянное, к месту и не к месту, цитирование советских многосерийных фильмов, нескрываемые симпатии к дешёвому портвейну и непобедимая инфантильность.
В отличие от всего, о чём шла речь в сегодняшнем прогоне, движение митьков не возникло стихийно, а было создано искуственно. Всё началось с того, что в незалежном Санкт-Петербурге, тогда ещё Ленинграде, некисло проводила время компания друзей - художников и писателей во главе с художником Дмитрием Шагиным. Будучи человеком от природы своеобразным, впрочем, вполне добродушным, Дмитрий Шагин любил тельняшки, портвейн, разбавлял свою речь словами "дык" и "ёлы-палы", ласково обращался к собеседникам "дурилка ты картонная", обожал "Аквариум" и БГ и вообще вёл простую, но одухотворённую жизнь. Насмотревшись на образ жизни лучшего друга, писатель Владимир Шинкарёв решил всячески популяризировать манеру поведения и мировоззрение Дмитрия, после чего написал эссе "Митьки", в котором изложил "начала лексикона и правила поведения для нового молодёжного движения вроде хиппи или панков". Участников движения Владимир предложил назвать по имени основателя и классического образца, то есть самого Дмитрия Шагина - митя или митёк.
Ни Шагин, ни его друг Шинкарёв не подозревали, чем закончится этот прикол. Книга расползлась в ксерокопиях, после чего рванула одновременно по всей стране. Множество молодых амигос внезапно почувствовали духовное единство с основателями движения - и объявили себя митьками со всеми вытекающими последствиями. На улицах стали раздаваться характерные для митькизма словосочетания "съесть с говном", "оттянуться в полный рост", "а вот так!", "опаньки!", а из магазинов изчезли бормотуха и мясной зельц по тридцать копеек за кило. Чуть позже по рукам начал ходить и специфически митьковский фольклор - как потрясающе ржачная повесть Владимира Шинкарёва "Папуас из Гондураса", так и анонимное "Евангелие от Митьков", в котором Иисус, что по-еврейски значит Митя, учит своих последователей: "Пусть вам всё настолько будет по сараю, чтобы левая рука не знала, что делает правая" и "Кесарю кесарево, а остальное - на оттяг". Говорят, церковь даже предала анафеме автора - тоже анонимно.
После двух-трёх лет новизны интерес к митькам и их приколам начал постепенно сдуваться. Быть может, митькизм протянул бы ещё столько же, пусть и без особого успеха, но тут грянуло 19 августа 1991 года, после чего всех жителей Страны, Которая Ранее Была Известна Как СССР стали волновать уже совсем другие проблемы. И конечно, это уже совсем другая история.


"Хулиган", апрель 2005
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://omega.forum2x2.ru
Admin
Admin
avatar

Количество сообщений : 895
Возраст : 43
город : Урал-Татарстан
работа/хобби : арт-менеджер
характеризующая тебя фраза... : Пилигрим вышел из города Мертвых и шел навстречу восходящей утренней звезде в Золотой город..
Дата регистрации : 2008-03-03

СообщениеТема: Re: МОЛОДЕЖНЫЕ субкультуры СССР.   Сб Апр 12, 2008 11:30 pm

А вот ещё инфа:
Цитата
Из недавней истории. Любера.
Любера прошумевшие в 80-х годах на всю страну, можно сказать, не имеют аналогов в истории. Единственное схожее явление - скинхэды сильно отличаются от люберов как причиной своего появления так и идеологией. Общее между ними только то, что и те, и другие являются реакционной молодежной группировкой. Уникальность люберов объясняется исторической уникальностью той ситуации, в которой они возникли.


Уже начиная с конца 70-х годов страна покрывается сетью молодежных банд организованных по территориальному признаку. В подвалах возникают полуподпольные "качалки", у молодежи появляются свои "вожаки". Особенно громко заявили о себе подобные группировки в Казани и Набережных Челнах. Это явление вписывается в общий поток реакционных и деструктивных тенденций, захвативших в конце застоя самые разные слои советского общества. Социальный оптимизм характерный для 60-х годов сменился пессимизмом и цинизмом по отношению к официальной идеологии, которая к тому времени окончательно превратилась в ритуальный догмат, не имеющий ничего общего с действительностью. Вера в реформирование системы на социалистической основе проснувшаяся в самых широких кругах советского общества в связи с хрущевской десталинизации исчезла. Одновременно с тупиком экономическим, советское общество зашло в тупик идеологический и очень многие видели выход из этого тупика в национализме, сталинизме, ностальгии по "твердой руке". Явления люмпенизации и маргинализации рабочего класса стали все больше давать о себе знать. Резко увеличилось пьянство, преступность и в частности старый бич советского общества, казалось бы побежденный в 60-е - хулиганство.


В конце 70-х и в 80-е причины побуждавшие идти молодежь в территориальные бандитские группировки были отнюдь не корыстными, а "идеологическими". Молодежь уже не могла себя никак проявить в русле окаменевших официальных структур и шла либо в "гопники" либо в "неформалы". Только если последние ненавидели эти структуры как таковые, то первые пытались их как бы заменить. Если идеология неформалов была анархична, то "идеалы" гопоты представляли из себя смесь различного реакционного хлама: местечковый патриотизм, сексизм, культ силы, воровские понятия о чести, иерархия основанная на праве сильного и ненависть ко всем "кто одет не по форме". Собственно тем, что именно последний элемент этого реакционного компота выступал у люберов на первый план они и отличались от других подобных группировок. Во времена перестройки в Москву наведовалась и гопота из Татарстана и из других мест, в частности из Подмосковья, да и в самой Москве были подобнее банды. Они тоже не упускали случая набить морду "металлисту", но они как правило специально не выслеживали места сборища неформалов и считали драки с ними третьестепенным и побочным занятием. Любера же крайне серьезно относились к избиению панков и хиппи. Очищение Москвы от "заграничой заразы" они воспринимали как важное общественно полезное дело. Характерно, что многие любера носили значки с Лениным, что в данном контексте говорило, конечно же, не о приверженности идеям большевизма, а о верности существующей власти и "патриотизме". Власть, как известно, отвечала взаимностью: милиция не пресекала их действий явно этим действиям сочувствуя, а Егор Лигачев тогда открыто высказался в поддержку люберов, несмотря на отрицательное к ним отношение большинства.


Но все же если бы не перестройка, любера остались бы заурядной молодежной бандой. На годы перестройки приходится время мощного общественного подъема, которые вывел на политическую арену самые разные силы, пробудил миллионы людей и вскрыл пусть и в достаточно уродливой и крайне запутанной форме общественные противоречия существовавшие в СССР. Перестройка вывела на первый план целый ряд ярких общественных типов: "демократ", "кооператор", "метталист", "любер", член "общества "Память". Эти гротескные и порой просто нелепые персонажи были, тем не менее, действительными, а не сфабрикованными СМИ (как сейчас политики и поп-звезды) героями тех лет и любой из этих персонажей по своим качествам во много раз превосходит соответствующий современный аналог.


Но все же как не реакционно было "люберецкое" движение, глядя из сегодняшнего времени, есть все же в них что-то симпатичное, может быть потому, что любой персонаж эпохи общественного подъема активно выражает реальные общественные противоречия, а не является простым бездушным винтиком. Это кстати можно легко проследить на эволюции политической элиты последних 20 лет. Чем меньше народный подъем, тем более жалкие персонажи оказываются наверху. Перестройка и первые годы ельцинского правления выдвинули таких людей как Сахаров и Анпилов, Новодворская и Проханов. После 93-го главным политическим героем уже становится "крепкий хозяйственник", куда более серая фигура, но даже Черномырдин и Лужков выглядят яркими личностями по сравнению с нынешними роботоподобными и безличными выходцами из спецслужб во главе с Путиным.


"Любера" не убивали детей как нынешние скинхэды, не нападали из-за угла вдесятером на одного. У них были свои пусть и довольно примитивные "рыцарские" понятия, коими не могут похвастятся нынешние фашистские молодчики.


Еще одна характерная для перестройки, да и для 90-х годов черта - путаница знамен, наличие несовместимых идейных установок тоже проявилась в движении "люберов", хотя наверное, еще больше она была присуща их врагам - "неформалам".


Последняя молодежная банда из Люберец была выбита из Москвы уже в самом начале 90-х. Это уже были не 18 летние пацаны, а 25-летние верзилы. В своих клетчатых шароварах, кепках и тибитейках они в это время выглядели уже просто комично и выделялись из толпы своим внешним видом не менее сильно, чем панки…которых они именно за это и собирались бить. Характерен способ, которым они выбиты из столицы - панки просто обратились за помощью к местным бандитам. Это безусловно говорит и о вырождении движении неформалов. Смысл существования и тех и других исчез в наступающую более прозаическую эпоху. И во многом это даже хорошо, поскольку исчезнет это "смешение знамен" и ожидающие нас скоро бои общественных сил будут носить не уродливо-культурнический, а ясный политический и классовый характер. Ну, а "любера" вместе с "демократами" и "металлистами" пусть останутся в анекдотах и легендах…

М. Мурлин
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://omega.forum2x2.ru
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: МОЛОДЕЖНЫЕ субкультуры СССР.   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
МОЛОДЕЖНЫЕ субкультуры СССР.
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Ковчег OMEGA  :: СТАТЬИ И КНИГИ.-
Перейти: